afrika_sl (afrika_sl) wrote,
afrika_sl
afrika_sl

Categories:

Одна из тропинок в Саду Нургла, часть вторая

Продолжаю.

Проектное решение имеет смысл разделить на несколько стадий.

Стадия первая, "Институциональная".* Она же самая сложная и самая главная. Заключается в разработке принципиальной модели функционирования системы (в данном случае двух взаимосвязанных - дрон-доставки и аэромобилей) с последующей её формализацией в виде соответствующего федерального закона (который будет относиться к типу кодексов). Важнейший момент - кодекс должен разрабатываться для системы "как она должна быть в полноформатном варианте", а не "как она может быть реализована на сегодняшнем техническом уровне". Руководящую роль при составлении кодекса должны играть специалисты по логистике, торговле и обслуживанию пассажиров/клиентов, а не инженеры - техническая часть, как оно обычно и бывает, подтянется вслед за требованиями заказчика. Ещё ряд моментов:

  1. Кодекс должен быть достаточно подробным и регулировать все основные аспекты функционирования системы. Режимы пилотирования аэромобилей в городской черте и сельской местности, землеотвод под зоны безопасности воздушных трасс, ответственность операторов дрон-доставки и грузоотправителей/получателей, бесполётные зоны, etc. - всё это должно быть отражено, хотя бы в общих чертах. Без фанатизма, понятно - программные протоколы взаимодействия сетей дрон-доставки с региональными система контроля движения аэромобилей там расписывать не надо, но общие принципы такого взаимодействия должны быть.

  2. Разумеется, такого рода документ абсолютно невозможно предварительно согласовать с ФСБ, ФСО, МВД и прочими подобными органами, посему они должны быть поставлены перед фактом - "вот закон, выполняйте".

  3. Существующие правовые нормы, противоречащие кодексу, автоматически утрачивают силу.

  4. Необходим мораторий (как минимум 15-летний, лучше больше) на внесение в кодекс дополнительных мер контроля, отчётности и прочей "безопасности". Снижение аварийности должно реализовываться путём совершенствования техники.**

В целом нужно понимать, что система (в принципе) может быть реализована в нескольких вполне рабочих вариантах, и то, куда именно пойдёт её развитие, будет определено кодексом. Лет через пять предметно-технологическое множество уже будет сформировано, и какие-либо существенные отклонения от изначально выбранного курса станут если и не невозможными, то, во всяком случае, весьма дорогостоящими.** Посему разработка такого рода модели - крайне ответственный этап, в значительной мере определяющий конечный успех всего проекта.

Стадия вторая, "Технологическая". Заключается в обсуждении с уже имеющимися производителями (каковых в РФ наберётся около десятка) того, что именно им с технологической точки зрения необходимо для удовлетворения предполагаемого спроса. При этом нужно избежать двух крайностей - "Купим все комплектующие в Китае, соберём у себя" и "Будем производить всё сами". Т.е. это кропотливый процесс анализа имеющихся, предполагаемых и отсутствующих даже в перспективе производственных мощностей, в меру приправленный здоровой паранойей на тему "А если нам решат обрезать поставки". Разумеется, анализу подлежит не только производство собственно дронов/аэромобилей, но и всей необходимой для функционирования системы инфраструктуры - от цепляемых за подоконником грузоприёмных площадок для дронов до маяков и станций подзарядки на длинных загородных маршрутах.

Стадия третья, "Экономическая". Предоставление длинных беспроцентных кредитов производителям дронов/аэромобилей (не более десятка участников) и комплектующих/инфраструктурной техники (несколько десятков). Само собой, существующее законодательство в сфере госзакупок и госзаказа тут неприменимо от слова совсем. Одновременно ограничивается импорт соответствующей техники (список выработан на второй стадии).

Стадия четвёртая, "Юридическая". Вносятся необходимые изменения в существующие нормативно-правовые акты, от градостроительных норм до иммиграционных законов. Самый элементарный пример - понятно, что системы дрон-доставки "не взлетят" без жёстких ограничений на трудовую миграцию из Средней Азии/Закавказья и вменяемого порядка установки внешних приёмных площадок за окнами существующих жилых высоток.

Стадия пятая, "Инфраструктурная". Работы по созданию необходимой инфраструктуры (трассы, зарядные станции, приёмные площадки, логистические центры). Важные моменты:

  1. Работы необходимо развёртывать до того, как в соответствующей инфраструктуре возникнет нужда.

  2. Крайне желательно подключение существующих транспортных компаний (собственно, их надо подключать ещё с первой стадии).

  3. Крайне желателен гос/муниц заказ на первых порах (не на технику - на услуги).

Обязательной целью проекта является существенное повышение эффективности транспортной системы и возможность оптимизации схемы расселения (переход от "человейников" к малоэтажному/индивидуальном жилью без отрыва от центров цивилизации). Перспективной - создание в Россiи соответствующего мирового кластера, по образцу софтверного кластера в Кремниевой долине или животноводческого в Дании.

Обращаю внимание читателей, что скачкообразный переход отрасли в новое состояние (наподобие перехода, совершённого пассажирской авиацией в 50-е годы прошлого века) практически неизбежен. Проблема (для нас) в том, что при естественном развитии событий бенефициарами этого перехода мы станем исключительно в виде потребителей готовой продукции, и то с отставанием. Понятно, что вышеописаный проект несёт определённые риски, но, прямо скажем, наша страна находится не в том положении, чтобы без риска добиться хоть чего-то и переломить неуклонную нисходящую тенденцию.



*На самом деле, существуют ещё две "стадии нулевого цикла" - это "общее оздоровление делового климата" и "рост доли среднего класса". Но, в связи с очевидной неразрешимостью данных задач в текущих политических условиях, рассматривать их в этом посте я не буду. Невыполнение указанных стадий существенно снижает шансы обсуждаемого проекта (равно как и ему подобных) на успех, хоть и не до нуля.
**Необходимо отдавать себе отчёт, что жертвы, несомненно, будут. Если сейчас из условного Нахабино по воздуху добираются в Москву на работу 10 человек в день, то и погибнет один человек за 10 лет. Если добираться начнут 10 000 человек в день, то 1 погибший будет каждый месяц, тут никуда не деться. Проблема не в этом, а в том, как предотвратить обязательное (и совершенно бессмысленное) "принятие мер" чиновниками.
***Из чего неизбежно вытекает крайняя желательность принятия такого рода кодекса первыми, дабы развитие шло в сторону, выгодную именно нам.

Tags: Россия, размышления
Subscribe

  • О наивном мне

    Читатели иронизируют над наивным мечтателем "Африкой" по поводу его недавней статьи о новой космической гонке - "всё это…

  • О камнях в небе

    В продолжение недавней заметки. Смотрю (неплохой, кстати) сериал Mars 2016-го года и вот на какие мысли он наводит. На данный момент в мире…

  • Вопрос-ответ

    1) "Обязательна ли для промышленного освоения космоса реализация варианта "Крепость Кхорна", или в "Саду Нургла" это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments