Как обычно, для начала небольшой возврат к теории. Напоминаю, что указанная стратегия должна основываться на двух принципах (в порядке убывания значимости):
- Монетизация роли мирового изгоя.
- Повышение внутренней эффективности.
- Основа экономики - внешний спрос на мировом рынке.
- Преимущественное внимание - развитию отраслей, перспективных в рамках существующей модели.
- Постоянное снижение административных издержек.
- Использование естественных географических преимуществ в развитии транспорта.
Востребованность, надеюсь, пояснять не надо, что касается несовершенства правовой базы как главного тормоза - в мире насчитывается как минимум десяток компаний, разработавших вполне себе функционирующие, экономически выгодные и готовые к запуску в серию прототипы (в т.ч. и даже в РФ, кстати, например Hoversurf уже продаёт аэроциклы дубайской полиции). Загвоздка всегда и неизменно в одном - экономическая выгода от использования аэромобилей существует абстрактно, что тот сферический конь в вакууме, на практике же использовать их, в силу законодательных ограничений, либо нельзя вообще, либо можно, но в правовом режиме вертолёта, что мгновенно обнуляет всякий экономический (да и просто бытовой) смысл. Аналогична (пусть и с некоторой спецификой) ситуация с дрон-доставкой грузов.
При всём этом необходимо учитывать, что именно в Россiи (а равно Канаде, и ещё некоторых странах), с нашими физико-географическими особенностями, массовый переход к воздушной логистике (особенно в части "последней мили") будет иметь наибольший экономический эффект, тем самым повышая эффективность экономики за среднемировой уровень. Более того, это ещё и позволит оптимизировать схему расселения, в настоящий момент жёстко ограниченную необходимостью развивать крайне дорогостоящую дорожную сеть на огромной территории.
Вышеописанная ситуация весьма печальна с общечеловеческой точки зрения, но, при этом, даёт Россiи уникальный шанс вырваться вперёд на одном из наиболее перспективных направлений, при этом государственные инвестиции требуются весьма умеренные (в разы меньше, чем потрачено на Олимпиаду), основные необходимые ресурсы - политическая воля и организационные способности. Если формулировать задачу вкратце, то необходимо повторить (на локально-отраслевом уровне) сценарий, выведший четверть тысячелетия назад Британию в мировые промышленные лидеры, а именно воспользоваться длинной волной спроса для разгона столь же длинной волны НТП. Принципиальная схема работы довольно проста:
- Слаборазвитая отрасль пытается удовлетворить имеющийся спрос, при этом возможности удовлетворить его иными путями (например импортом товаров/рабочей силы) ограниченны законодательно.
- Имеющийся спрос позволяет оплатить первые технологические усовершенствования, в результате чего цены на продукцию снижаются, она становится более доступной, что повышает совокупный спрос.
- Рост спроса позволяет оплатить новые усовершенствования, цена единицы продукции падает ещё больше, совокупный спрос растёт.
- Цикл повторяется.
Возвращаясь к основной теме поста - разумеется, на данный момент отрасль, даже предоставь ей полную свободу, не способна обеспечить картинку со снующими между небоскрёбами Москва-Сити сотнями аэромобилей и тысячами дронов. Существует множество "детских болезней", которые ещё предстоит разрешить. Только вот на их разрешение требуются средства, которые может обеспечить только платёжеспособный спрос, какового практически нет, потому что в рамках существующей правовой базы использование дрона/аэромобиля это дорогое и сложное хобби, не более того (о правовой специфике использования дронов в РФ можно почитать у ув. 9oodw1n, например). Получается замкнутый круг, выход из которого, несомненно будет найден. Проблема лишь в том, что если он будет найден не проектным способом, а естественным "медленным накоплением", то произойдёт это не в РФ, а в куда более ресурсно обеспеченных местах, типа Швейцарии или США.* Нам же придётся ограничиться импортом готовых изделий в Москву и ещё пару-тройку городов, где у кого-то хватит на это всё денег. О проектном же решении речь пойдёт во второй части.
*Где, кстати, при всей медлительности тамошней бюрократии, уже ведётся тестирование тех же систем дрон-доставок, и даже выданы первые коммерческие лицензии.