Для начала, сразу уточню два момента:
1) Москва мне нравится, и "вредоносной опухолью, которую нужно выжечь калёным железом" я её не считаю. Будущее мира (экономическое и техническое, по крайней мере) куётся в _мировых_городах_™, и в ПРБ(КНБ) такой город был бы всего один (ну, ладно, питерцы, не обижайтесь - полтора). _Мировой_город_™ - огромная ценность, и каждый такой, если уж он вдруг есть, нужно холить, лелеять и развивать. Причин этому множество, например - некоторые виды экономической деятельности в принципе возможны только в высоконасыщенной капиталом (не только финансовым) среде, другие же требуют такой среды для функционирования своих важнейших структур, иначе эти структуры попросту переедут.
2) Понятно, что дегенераты вроде Путиных, Шойгу, Сечиных, Миллеров и прочих Грефов могут довести до катастрофы абсолютно любую ситуацию, потому в своих статьях о ПРБ(КНБ) я исхожу из предпосылки нахождения у власти более-менее адекватных людей. Не святых и не гениев, разумеется. Но людей, озабоченных не только тем, как бы навечно врасти задницами в кресла, набить карманы и остаться своими в мишпухе.
Итак, ПРБ(КНБ) изменяет налогово-бюджетную политику на отвечающую цели сохранения страны, и доходы как бюджета Москвы, так и федерального бюджета резко падают. Чего не произойдёт? Не произойдёт оттока бизнеса из столицы в регионы. Концентрация деловой активности - вещь совершенно объективная и неизбежная, безумие текущей экономической политики лишь подстёгивает её сверх всякой меры.
Тем не менее, негативные последствия, разумеется, будут. Первое из них - падение объема ресурсов, которые направляются на поддержание (и развитие) городской инфраструктуры. При этом необходимо учитывать два момента:
- Содержать всё, что в Москве и окрестностях понастроили, весьма недёшево.
- Вследствие миграционной политики РФ в регионе находятся миллионы людей с весьма низкими навыками* нормальной жизни в мегаполисе, и компенсация этих низких навыков стоит дополнительных и немалых расходов.
Идём дальше. Второй волной кризиса (с некоторым временным лагом) станет резкое проседание некоторых отраслей экономики, прежде всего сферы услуг, ритейла и строительства. Немалая доля спроса (и, пусть и меньшая, предложения) в них обеспечивается за счёт средств (как расходуемых, так и разворовываемых) федерального и московского бюджетов. Это проседание повлечёт за собой три основных последствия:
- Дальнейшее снижение доходов московского бюджета.
- Резкий рост социальной напряжённости и преступности.
- Как результат первых двух - дальнейшее расслоение городских районов на успешные и депрессивные.
Необходимо отметить, что и после всего вышеописанного Москва, при любом неапокалиптическом сценарии, останется экономическим центром ПРБ(КНБ), с высокой деловой активностью, сверкающими торгово-развлекательными центрами, обширными элитными районами, etc. Но всё это будет соседствовать с намного большими бедными районами, а также немаленькими трущобами, этническими гетто и местами, где полиция появляется разве что на паре броневиков. В общем-то, таких городов в мире много, взять хоть Сан-Паулу или Йоханнесбург.
Любопытный факт - при сохранении текущей путинской политики выжимания регионов досуха перспективы Москвы (на среднесрочном горизонте) выглядят заметно лучше, ибо на фоне умирающей страны столица останется магнитом для денег и активных людей, а РФ большая, и умирать может довольно долго.
Из практических выводов хотелось бы отметить, что покупка квартиры в очагово-элитной застройке посреди так-себе-района (или даже просто неэлитного) представляет собой довольно рискованную инвестицию.
*Я политкорректно выражаюсь
**Напоминаю, что в рамках данной теоретической модели собянинцы уже строили бы метро в Когалыме. Вручную, разумеется.