Вспомнилось вдруг, что почти три года назад писал
текст на бессмертную тему «Как нам реорганизовать Рабкрин». Игорь Иваныч, помнится, ругал ещё за него. А текст-то, ИМХО, только набирает актуальности.
.Для начала хотел бы отметить, что автор данных строк является убеждённым атеистом, и к религии в любых её проявлениях (авраамических в особенности) относится, в лучшем случае, снисходительно. Что, с одной стороны, даёт мне преимущество взгляда на проблему со стороны, а с другой – каких-то совершенно очевидных верующим вещей я, наверняка, не понимаю.
.
К настоящему времени можно уверенно констатировать, что прогнозировавшегося в конце XIX – начале ХХ веков заката религий не произошло. Да, имеет место быть очевидный упадок христианства (хоть и не с той скоростью, как предполагалось), но ислам, например, несомненно переживает бурное возрождение. Что, учитывая его специфику, не может не тревожить.
.
Сегодня мир колеблется в точке выбора дальнейшего пути развития (либо деградации), и, будем реалистами, вероятность правильного выбора (с формированием общества свободы, развития, туристических полётов к Сатурну и религии как памятника старины) не слишком велика, мягко выражаясь. Вариант же с «просадкой» в старые недобрые времена тотального контроля (либо, напротив, хаоса) с деградацией науки и общественных отношений крепчает на глазах. Соответственно, нужно к нему заранее готовиться.
.
Меня, как русского националиста, интересует вопрос сохранения русской идентичности при таком неблагоприятном развитии событий. Представляется логичным, что дальнейшая деградация государственных структур, общественных отношений и естественно-научного взгляда на мир приведёт к постепенному усилению иррациональных, религиозных взглядов. В качестве примеров можно привести историю постепенной исламизации Пакистана, например, или резкий всплеск интереса к религии в период развала Советского Союза. Очевидно, что на территории России есть только два мощных религиозных проекта, способных стать стержнем общественной жизни в случае реализации «деградирующего сценария», это православие и суннитский ислам. Соответственно, разумной стратегией в данном случае мне видится выбор одного из них и заблаговременная подготовка мероприятий и структур, которые позволят выбранному проекту удерживать уже имеющуюся «территорию» и расширяться дальше.
.
Выбор, на самом деле, не так прост. Да, я испытываю к исламу весьма негативные чувства, но нельзя не признать, что у него есть целый ряд преимуществ, причём как раз таких, которые будут «играть» в «деградирующем сценарии». Это и очевидная стадия пассионарности, которую ислам сейчас проходит, и положение женщин (что, фактически, решает вопрос демографического кризиса), и возможность привлекать помощь уммы при внешних конфликтах, и ряд других вещей. Тем не менее, у ислама есть два фундаментальных недостатка:
.
1) Невозможность «переключиться» в восходящий сценарий развития. Ислам – это навсегда.
2) Высокий уровень регламентации всех сфер жизни, что, фактически, потребует полной «перепрошивки» русской нации и приведёт к уничтожению её существующей на сегодня идентичности.
.
На этом фоне православие смотрится куда более выигрышно. Тем более, что исторически оно было одной из основных осей координат в формировании русской нации. Не то чтоб я испытывал по этому поводу бурный (да и вообще какой-бы то ни было) восторг, но отрицать очевидное было бы глупо.
.
Представляется очевидным, что в данное время православие в России переживает глубокий кризис. После резкого подъёма начала 90-х уже к их середине легко отмечаются все признаки упадка: рост среднего возраста прихожан, падение посещаемости церквей, бюрократизация и «отрыв от корней» церковного аппарата. В общем-то, ничего иного и нельзя было ожидать – РПЦ является неотъемлемой частью государственного механизма РФ, и деградирует одновременно с ним. В настоящий момент РПЦ (за немногими исключениями, которых активно выдавливают) является костной, коррумпированной и утратившей доверие населения государственной структурой, стремящейся к консервации существующего положения и извлечению из него выгод различного характера. Разумеется, в таком виде православие не может являться конкурентом исламу, что и подтверждается значительным числом «этнических православных» переходящих в ислам, при на порядок меньшем обратном потоке. При этом, к сожалению, тенденция к деградации текущей государственной структуры РФ, видимо, необратима. Разумным выходом из ситуации видится «отвязать» РПЦ от РФ, создав структуру, аналогичную РКЦ, а именно «Русский Ватикан».
.
Создание независимой от государства церковной структуры позволит РПЦ отойти от обслуживания интересов текущего политического режима и сосредоточиться на собственно религиозной деятельности, включая миссионерство и прозелитизм. Кроме того, это серьёзно повысит её престиж в мире (особенно православном, но не только). Создание Русского Ватикана принесёт существенную пользу и в том случае, если «деградирующий сценарий» не реализуется, т.к. принесёт в общественно-политическую жизнь РФ разнообразие и конкуренцию, которых столь остро не хватает. Более того, реализация такого проекта понизит вероятность деградации.
С практической точки зрения реализовать проект Русского Ватикана необходимо путём передачи определённой территории РФ создаваемому государству.
.
Поскольку, в отличие от Италии и Ватикана, история взаимоотношений Российского государства и РПЦ носит принципиально иной характер, вариант с Латеранскими соглашениями для Даниловского района ЮАО Москвы представляется не вполне удачным. Чтобы выпрямить палку, её нужно перегнуть в другую сторону, поэтому наилучшей территорией для реализации проекта являются Соловецкие острова. При этом государство должно быть государством, а не его симулякром. Т.е. свои законы, своя полиция, своя внешняя политика, дипломатическая неприкосновенность для, как минимум, архиереев. Крайне желательна также отвязка церковно-административного деления от существующего территориально-административного.
.
В заключение отмечу, что присоединение к уже существующему вместо создания своего «Ватикана» не представляется разумным. Напоминаю, что я атеист, и полное обращение населения РФ в католичество у меня лично никаких особых переживаний бы не вызвало. Более того, это принесло бы русским определённые преимущества, с моей точки зрения. Но существующий Ватикан – это чужой проект, и все места в совете акционеров там уже заняты. Так что, если мы хотим сами определять свою судьбу, нужно создавать свой.
.
P.S. Автор прекрасно понимает, что ничего из вышеизложенного в современной РФ быть реализовано не может в принципе. К сожалению, принцип «как бы чего не вышло» на протяжении веков является для нашего государства священным, а идея выпустить что из-под жёсткого контроля и посмотреть, как оно будет развиваться – святотатством. Плоды такого подходы, увы, мы можем наблюдать своими глазами. Но, будучи слегка идеалистом, я не устаю надеяться, что здравый смысл когда-нибудь пробьёт себе дорогу.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →