afrika_sl (afrika_sl) wrote,
afrika_sl
afrika_sl

Categories:

О Русском Ватикане

Вспомнилось вдруг, что почти три года назад писал текст на бессмертную тему «Как нам реорганизовать Рабкрин». Игорь Иваныч, помнится, ругал ещё за него. А текст-то, ИМХО, только набирает актуальности.
.
Для начала хотел бы отметить, что автор данных строк является убеждённым атеистом, и к религии в любых её проявлениях (авраамических в особенности) относится, в лучшем случае, снисходительно. Что, с одной стороны, даёт мне преимущество взгляда на проблему со стороны, а с другой – каких-то совершенно очевидных верующим вещей я, наверняка, не понимаю.
.
К настоящему времени можно уверенно констатировать, что прогнозировавшегося в конце XIX – начале ХХ веков заката религий не произошло. Да, имеет место быть очевидный упадок христианства (хоть и не с той скоростью, как предполагалось), но ислам, например, несомненно переживает бурное возрождение. Что, учитывая его специфику, не может не тревожить.
.
Сегодня мир колеблется в точке выбора дальнейшего пути развития (либо деградации), и, будем реалистами, вероятность правильного выбора (с формированием общества свободы, развития, туристических полётов к Сатурну и религии как памятника старины) не слишком велика, мягко выражаясь. Вариант же с «просадкой» в старые недобрые времена тотального контроля (либо, напротив, хаоса) с деградацией науки и общественных отношений крепчает на глазах. Соответственно, нужно к нему заранее готовиться.
.
Меня, как русского националиста, интересует вопрос сохранения русской идентичности при таком неблагоприятном развитии событий. Представляется логичным, что дальнейшая деградация государственных структур, общественных отношений и естественно-научного взгляда на мир приведёт к постепенному усилению иррациональных, религиозных взглядов. В качестве примеров можно привести историю постепенной исламизации Пакистана, например, или резкий всплеск интереса к религии в период развала Советского Союза. Очевидно, что на территории России есть только два мощных религиозных проекта, способных стать стержнем общественной жизни в случае реализации «деградирующего сценария», это православие и суннитский ислам. Соответственно, разумной стратегией в данном случае мне видится выбор одного из них и заблаговременная подготовка мероприятий и структур, которые позволят выбранному проекту удерживать уже имеющуюся «территорию» и расширяться дальше.
.
Выбор, на самом деле, не так прост. Да, я испытываю к исламу весьма негативные чувства, но нельзя не признать, что у него есть целый ряд преимуществ, причём как раз таких, которые будут «играть» в «деградирующем сценарии». Это и очевидная стадия пассионарности, которую ислам сейчас проходит, и положение женщин (что, фактически, решает вопрос демографического кризиса), и возможность привлекать помощь уммы при внешних конфликтах, и ряд других вещей. Тем не менее, у ислама есть два фундаментальных недостатка:
.
1) Невозможность «переключиться» в восходящий сценарий развития. Ислам – это навсегда.
2) Высокий уровень регламентации всех сфер жизни, что, фактически, потребует полной «перепрошивки» русской нации и приведёт к уничтожению её существующей на сегодня идентичности.
.
На этом фоне православие смотрится куда более выигрышно. Тем более, что исторически оно было одной из основных осей координат в формировании русской нации. Не то чтоб я испытывал по этому поводу бурный (да и вообще какой-бы то ни было) восторг, но отрицать очевидное было бы глупо.
.
Представляется очевидным, что в данное время православие в России переживает глубокий кризис. После резкого подъёма начала 90-х уже к их середине легко отмечаются все признаки упадка: рост среднего возраста прихожан, падение посещаемости церквей, бюрократизация и «отрыв от корней» церковного аппарата. В общем-то, ничего иного и нельзя было ожидать – РПЦ является неотъемлемой частью государственного механизма РФ, и деградирует одновременно с ним. В настоящий момент РПЦ (за немногими исключениями, которых активно выдавливают) является костной, коррумпированной и утратившей доверие населения государственной структурой, стремящейся к консервации существующего положения и извлечению из него выгод различного характера. Разумеется, в таком виде православие не может являться конкурентом исламу, что и подтверждается значительным числом «этнических православных» переходящих в ислам, при на порядок меньшем обратном потоке. При этом, к сожалению, тенденция к деградации текущей государственной структуры РФ, видимо, необратима. Разумным выходом из ситуации видится «отвязать» РПЦ от РФ, создав структуру, аналогичную РКЦ, а именно «Русский Ватикан».
.
Создание независимой от государства церковной структуры позволит РПЦ отойти от обслуживания интересов текущего политического режима и сосредоточиться на собственно религиозной деятельности, включая миссионерство и прозелитизм. Кроме того, это серьёзно повысит её престиж в мире (особенно православном, но не только). Создание Русского Ватикана принесёт существенную пользу и в том случае, если «деградирующий сценарий» не реализуется, т.к. принесёт в общественно-политическую жизнь РФ разнообразие и конкуренцию, которых столь остро не хватает. Более того, реализация такого проекта понизит вероятность деградации.
С практической точки зрения реализовать проект Русского Ватикана необходимо путём передачи определённой территории РФ создаваемому государству.
.
Поскольку, в отличие от Италии и Ватикана, история взаимоотношений Российского государства и РПЦ носит принципиально иной характер, вариант с Латеранскими соглашениями для Даниловского района ЮАО Москвы представляется не вполне удачным. Чтобы выпрямить палку, её нужно перегнуть в другую сторону, поэтому наилучшей территорией для реализации проекта являются Соловецкие острова. При этом государство должно быть государством, а не его симулякром. Т.е. свои законы, своя полиция, своя внешняя политика, дипломатическая неприкосновенность для, как минимум, архиереев. Крайне желательна также отвязка церковно-административного деления от существующего территориально-административного.
.
В заключение отмечу, что присоединение к уже существующему вместо создания своего «Ватикана» не представляется разумным. Напоминаю, что я атеист, и полное обращение населения РФ в католичество у меня лично никаких особых переживаний бы не вызвало. Более того, это принесло бы русским определённые преимущества, с моей точки зрения. Но существующий Ватикан – это чужой проект, и все места в совете акционеров там уже заняты. Так что, если мы хотим сами определять свою судьбу, нужно создавать свой.
.
P.S. Автор прекрасно понимает, что ничего из вышеизложенного в современной РФ быть реализовано не может в принципе. К сожалению, принцип «как бы чего не вышло» на протяжении веков является для нашего государства священным, а идея выпустить что из-под жёсткого контроля и посмотреть, как оно будет развиваться – святотатством. Плоды такого подходы, увы, мы можем наблюдать своими глазами. Но, будучи слегка идеалистом, я не устаю надеяться, что здравый смысл когда-нибудь пробьёт себе дорогу.
Tags: опиум для народа, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →