?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О Русском Ватикане

Вспомнилось вдруг, что почти три года назад писал текст на бессмертную тему «Как нам реорганизовать Рабкрин». Игорь Иваныч, помнится, ругал ещё за него. А текст-то, ИМХО, только набирает актуальности.
.
Для начала хотел бы отметить, что автор данных строк является убеждённым атеистом, и к религии в любых её проявлениях (авраамических в особенности) относится, в лучшем случае, снисходительно. Что, с одной стороны, даёт мне преимущество взгляда на проблему со стороны, а с другой – каких-то совершенно очевидных верующим вещей я, наверняка, не понимаю.
.
К настоящему времени можно уверенно констатировать, что прогнозировавшегося в конце XIX – начале ХХ веков заката религий не произошло. Да, имеет место быть очевидный упадок христианства (хоть и не с той скоростью, как предполагалось), но ислам, например, несомненно переживает бурное возрождение. Что, учитывая его специфику, не может не тревожить.
.
Сегодня мир колеблется в точке выбора дальнейшего пути развития (либо деградации), и, будем реалистами, вероятность правильного выбора (с формированием общества свободы, развития, туристических полётов к Сатурну и религии как памятника старины) не слишком велика, мягко выражаясь. Вариант же с «просадкой» в старые недобрые времена тотального контроля (либо, напротив, хаоса) с деградацией науки и общественных отношений крепчает на глазах. Соответственно, нужно к нему заранее готовиться.
.
Меня, как русского националиста, интересует вопрос сохранения русской идентичности при таком неблагоприятном развитии событий. Представляется логичным, что дальнейшая деградация государственных структур, общественных отношений и естественно-научного взгляда на мир приведёт к постепенному усилению иррациональных, религиозных взглядов. В качестве примеров можно привести историю постепенной исламизации Пакистана, например, или резкий всплеск интереса к религии в период развала Советского Союза. Очевидно, что на территории России есть только два мощных религиозных проекта, способных стать стержнем общественной жизни в случае реализации «деградирующего сценария», это православие и суннитский ислам. Соответственно, разумной стратегией в данном случае мне видится выбор одного из них и заблаговременная подготовка мероприятий и структур, которые позволят выбранному проекту удерживать уже имеющуюся «территорию» и расширяться дальше.
.
Выбор, на самом деле, не так прост. Да, я испытываю к исламу весьма негативные чувства, но нельзя не признать, что у него есть целый ряд преимуществ, причём как раз таких, которые будут «играть» в «деградирующем сценарии». Это и очевидная стадия пассионарности, которую ислам сейчас проходит, и положение женщин (что, фактически, решает вопрос демографического кризиса), и возможность привлекать помощь уммы при внешних конфликтах, и ряд других вещей. Тем не менее, у ислама есть два фундаментальных недостатка:
.
1) Невозможность «переключиться» в восходящий сценарий развития. Ислам – это навсегда.
2) Высокий уровень регламентации всех сфер жизни, что, фактически, потребует полной «перепрошивки» русской нации и приведёт к уничтожению её существующей на сегодня идентичности.
.
На этом фоне православие смотрится куда более выигрышно. Тем более, что исторически оно было одной из основных осей координат в формировании русской нации. Не то чтоб я испытывал по этому поводу бурный (да и вообще какой-бы то ни было) восторг, но отрицать очевидное было бы глупо.
.
Представляется очевидным, что в данное время православие в России переживает глубокий кризис. После резкого подъёма начала 90-х уже к их середине легко отмечаются все признаки упадка: рост среднего возраста прихожан, падение посещаемости церквей, бюрократизация и «отрыв от корней» церковного аппарата. В общем-то, ничего иного и нельзя было ожидать – РПЦ является неотъемлемой частью государственного механизма РФ, и деградирует одновременно с ним. В настоящий момент РПЦ (за немногими исключениями, которых активно выдавливают) является костной, коррумпированной и утратившей доверие населения государственной структурой, стремящейся к консервации существующего положения и извлечению из него выгод различного характера. Разумеется, в таком виде православие не может являться конкурентом исламу, что и подтверждается значительным числом «этнических православных» переходящих в ислам, при на порядок меньшем обратном потоке. При этом, к сожалению, тенденция к деградации текущей государственной структуры РФ, видимо, необратима. Разумным выходом из ситуации видится «отвязать» РПЦ от РФ, создав структуру, аналогичную РКЦ, а именно «Русский Ватикан».
.
Создание независимой от государства церковной структуры позволит РПЦ отойти от обслуживания интересов текущего политического режима и сосредоточиться на собственно религиозной деятельности, включая миссионерство и прозелитизм. Кроме того, это серьёзно повысит её престиж в мире (особенно православном, но не только). Создание Русского Ватикана принесёт существенную пользу и в том случае, если «деградирующий сценарий» не реализуется, т.к. принесёт в общественно-политическую жизнь РФ разнообразие и конкуренцию, которых столь остро не хватает. Более того, реализация такого проекта понизит вероятность деградации.
С практической точки зрения реализовать проект Русского Ватикана необходимо путём передачи определённой территории РФ создаваемому государству.
.
Поскольку, в отличие от Италии и Ватикана, история взаимоотношений Российского государства и РПЦ носит принципиально иной характер, вариант с Латеранскими соглашениями для Даниловского района ЮАО Москвы представляется не вполне удачным. Чтобы выпрямить палку, её нужно перегнуть в другую сторону, поэтому наилучшей территорией для реализации проекта являются Соловецкие острова. При этом государство должно быть государством, а не его симулякром. Т.е. свои законы, своя полиция, своя внешняя политика, дипломатическая неприкосновенность для, как минимум, архиереев. Крайне желательна также отвязка церковно-административного деления от существующего территориально-административного.
.
В заключение отмечу, что присоединение к уже существующему вместо создания своего «Ватикана» не представляется разумным. Напоминаю, что я атеист, и полное обращение населения РФ в католичество у меня лично никаких особых переживаний бы не вызвало. Более того, это принесло бы русским определённые преимущества, с моей точки зрения. Но существующий Ватикан – это чужой проект, и все места в совете акционеров там уже заняты. Так что, если мы хотим сами определять свою судьбу, нужно создавать свой.
.
P.S. Автор прекрасно понимает, что ничего из вышеизложенного в современной РФ быть реализовано не может в принципе. К сожалению, принцип «как бы чего не вышло» на протяжении веков является для нашего государства священным, а идея выпустить что из-под жёсткого контроля и посмотреть, как оно будет развиваться – святотатством. Плоды такого подходы, увы, мы можем наблюдать своими глазами. Но, будучи слегка идеалистом, я не устаю надеяться, что здравый смысл когда-нибудь пробьёт себе дорогу.

Comments

( 61 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
katmoor
Oct. 23rd, 2018 07:40 pm (UTC)
....является неотъемлемой частью государственного механизма РФ, и деградирует одновременно с ним.....

а вам не кажется, что ваши мантры о деградации гос. организма РФ несколько не соответствуют действительности?
afrika_sl
Oct. 23rd, 2018 07:42 pm (UTC)
Нет, не кажется
(no subject) - kladun - Oct. 24th, 2018 07:53 pm (UTC) - Expand
Дмитрий Горячкин
Oct. 23rd, 2018 07:45 pm (UTC)
Как то тов. Сталин пытался из РПЦ сделать Русский Ватикан, но встретив сопротивление других православных церквей охладел к этой идее. Правда там идея была совершенно другая, сделать главенствующей РПЦ над другими патриархиями. Технически сложно. Этот Русский Ватикан должен быть признан другими православными церквями.Честно говоря я даже не представляю как это можно сделать...Нечто подобное уже есть, Афон, но он в юрисдикции Константинопольского Патриархата, и там сильное влияние греков.Опять же идти по линии раскола нынешней РПЦ, тоже далеко не лучший путь.
afrika_sl
Oct. 23rd, 2018 07:53 pm (UTC)
"Этот Русский Ватикан должен быть признан другими православными церквями."

Зачем? Совершенно необязательно.
(no subject) - waldliebhaber - Oct. 23rd, 2018 08:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - afrika_sl - Oct. 23rd, 2018 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Горячкин - Oct. 24th, 2018 09:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - Nikolay Zyrlin - Oct. 24th, 2018 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Горячкин - Oct. 24th, 2018 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Srs Sirius - Oct. 24th, 2018 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Горячкин - Oct. 24th, 2018 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Srs Sirius - Oct. 25th, 2018 02:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Горячкин - Oct. 25th, 2018 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - Srs Sirius - Oct. 26th, 2018 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Горячкин - Oct. 26th, 2018 06:57 pm (UTC) - Expand
waldliebhaber
Oct. 23rd, 2018 08:12 pm (UTC)
Не взлетит безотносительно - по мануалам не положено.
Потом создавать сверхновый Ватикан при существующем Иерусалиме, Фанаре, Антиохии, Афоне, Москве и даже кукуеве - так себе идея.

Адептус Министорум отдельно Лорд Командующий и Империум отдельно.
afrika_sl
Oct. 23rd, 2018 08:15 pm (UTC)
Я Вам про административную и политическую логику, Вы мне про мистику...
(no subject) - waldliebhaber - Oct. 23rd, 2018 08:38 pm (UTC) - Expand
Без обид, но - afrika_sl - Oct. 23rd, 2018 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zyrlin - Oct. 25th, 2018 05:38 am (UTC) - Expand
bantaputu
Oct. 23rd, 2018 11:19 pm (UTC)
Идея, на самом деле, неплохая. Если рассматривать её в отрыве от россиянской политической действительности, в которой любой проект будет затоптан на стадии осознания своей желательности, то я вижу только одну проблему - но важную. Это проблема финансирования. Ватикан располагает огромными средствами в недвижимости и наличных. Посему он может, теоретически, существовать хоть на Луне, не особо привязываясь к Италии. Независимые же Соловки будут просто посёлком экскурсоводов на бюджетном финансировании. То есть, тем, чем они являются сейчас. А бюджетное финансирование убивает всю идею.

Вопросы природы доверия русских к новому духовному центру я условно оставляю без внимания. Будем считать, что какие-то духовные лидеры туда переехали, и дело пошло.

Теоретически на Соловках можно создать какую-то оффшорную зону, но нужно понимать, что существование подобных объектов обусловлено чьей-то внешней политической волей. То есть, как и в случае бюджетного финансирования, Соловки не смогут стать политическим субъектом - хотя в ситуации оффшора их объектная природа и будет несколько лучше замаскирована; в идеале до уровня Гонконга и Сингапура.

В принципе, на свете нет ничего невозможного. Если русские православные поймут, что их Церковь нуждается в подлинной независимости, да если церковные иерархи откажутся от лимузинов да за ради того, чтобы быть священниками, а не чиновниками министерства по делам религии... Тогда и деньги могут найтись в некотором количестве. Но покуда разумные мысли приходят в голову только атеистам, шансов на подобное немного.

А так да. Есть смысл вывести Церковь из РФ, как в своё время хебрю из Египта. И с той же целью.

Edited at 2018-10-23 11:20 pm (UTC)
afrika_sl
Oct. 24th, 2018 07:09 pm (UTC)
Да, как-то так и вижу. Насчёт имущества и доходов - проблема, при наличии политической воли, решаемая. Решаемая и без неё, при наличии желания. А если нет - тогда и хрен с ним. "Умерла так умерла" (с)
(no subject) - xandyk - Oct. 24th, 2018 12:30 am (UTC) - Expand
afrika_sl
Oct. 24th, 2018 06:14 am (UTC)
Мнение долбодятла вроде Вас мне крайне важно.
Спасибо, что поделились!
(no subject) - zyrlin - Oct. 25th, 2018 05:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - europeoid - Oct. 26th, 2018 01:46 pm (UTC) - Expand
acer120
Oct. 24th, 2018 06:12 am (UTC)

подтверждается значительным числом «этнических православных» переходящих в ислам, при на порядок меньшем обратном потоке. 


- то есть все соображения на ложных исходных.


На порядок - это в 10 раз.


По факту же ситуация обратная. В России около 1.5-2 млн. этнических мусульман исповедующих православие (только татар около 1 млн)) ина два порядка меньше обратнвх случаев - 10-15 тыс.  Единичные фрики-джихадисты типа Саида Бурятского и чернильцы у хардкорных муслов ( у большинства же даже таких историй жены веру не меняют).


То есть ты ошибся в 1000 раз.


И тенденция по смешаным бракам и выбору религиозной идентичеости тут однозначная.


«Я — мусульманин. И верующий мусульманин. Но так интересно у меня в семье сложилось: у меня трое детей, и все они — православные»
(с) ВРИО главы Башкортостана, Радий Хабиров.


Его дети от чувашки и армянки, если что. То есть младший сын крещен в православии в условиях того, что для обоих родителей это не их этническая вера.


В России только епископы есть узбек в Ейске, башкир в Воркуте, азербайджанец в Ахтубинске... А священников и монахов такого происхожления сотни.


Среди мусульманского духовенства же только один имам Али Полосин, который был курским попом и в 90-е за большие деньги от муфтия Гайнутдина перешел в ислам, чтобы как раз создавать ииллюзию того, о чес ты пишешь. Что этническим православным якобы ислам интересен. Нет, не интересен.







afrika_sl
Oct. 24th, 2018 06:17 am (UTC)
(с интересом)
Ты сам-то понимаешь, почему лютую хуйню написал, или как?
RE: (с интересом) - acer120 - Oct. 24th, 2018 06:35 am (UTC) - Expand
Re: (с интересом) - 16122005 - Oct. 24th, 2018 12:06 pm (UTC) - Expand
Re: (с интересом) - acer120 - Oct. 24th, 2018 12:28 pm (UTC) - Expand
Re: (с интересом) - 16122005 - Oct. 24th, 2018 12:46 pm (UTC) - Expand
RE: Re: (с интересом) - acer120 - Oct. 24th, 2018 12:59 pm (UTC) - Expand
Re: (с интересом) - afrika_sl - Oct. 24th, 2018 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Srs Sirius - Oct. 24th, 2018 04:15 pm (UTC) - Expand
uvova
Oct. 24th, 2018 06:23 am (UTC)
Я слышал, что нечто подобное, только "в уменьшенном виде" (центральную резиденцию) Гундяев решил замутить в Сергиев Посаде, предлагая для этого снести и перестроить чуть ли не половину города, чем вызвал дичайший баттхерт у его жителей, а также у меня, ибо Бразервиль совсем рядом, кольцо цивилизации сжимается, и так вся живность сбежала к хуям из наших уменьшающихся дремучих лесов, а тут ещё под боком толпы православных будут повсюду срать и уничтожать наш богоспасаемый заповедник..

Edited at 2018-10-24 06:31 am (UTC)
(Anonymous)
Oct. 24th, 2018 07:11 am (UTC)
НЕ взлетит.
Сразу видно что Вы далеки от Церкви.
Проще тогда придумать отдельную русскую религию и ее навязать, чем создать то что Вы хотите в рамках Православия.
zyrlin
Oct. 24th, 2018 08:17 pm (UTC)
RE: НЕ взлетит.
Надо было не устраивать перестройку, а вместо портретов Ленина и Политбюро повесить иконы, вместо собраний и демонстраций проводить богослужения и крестные ходы, а вместо Горбачева генсеком выбрать Романова и состряпать ему родословную из царского рода. Вот и была бы русская религия и ничего бы не пришлось навязывать.
А теперь уже поздно.
varrryag
Oct. 24th, 2018 09:13 am (UTC)
Кстати, да, старообрядчество не подходит?
(Anonymous)
Oct. 24th, 2018 02:51 pm (UTC)
Обросло признаками "малого народа" за 350 лет.
(no subject) - varrryag - Oct. 25th, 2018 03:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Oct. 25th, 2018 12:49 pm (UTC) - Expand
germumu2016
Oct. 24th, 2018 09:16 am (UTC)
Вообще тяга к вере, верованиям различным мистицизмам, означает перегрузку мозгов потоком событий, и отсутствие простейших филосовских взглядов на жизнь.....
Кстати в сущеттвующих реалиях, вера в государство является религиозным, или псевдорелигиозным явлением...
Почему религию любую надо брать за скрепу русской индентичности,
А например не внедрять интересы и права мелкого собственника, и навыки защиты (в том числе коллективной таких интересов) непонятно.
nikola_rus
Oct. 25th, 2018 10:18 am (UTC)
Конечно, если бы у нас была своя именно русская вера, формализованная, то жилось бы намного проще.
xhandr
Oct. 25th, 2018 11:02 am (UTC)
Изначально несоглашусь. Человеку не верующему, следовательно не понимающему религиозную жизнь, отрицающему существование и реальное воздействие на Мир и Бога и Святых и наличие чудес, высказывать мнение о сломе и системы Церкви изначально неправильно. Соответственно и остальные предпосылки, не соответствуют действительности, на мой взгляд конечно. Как следствие атеизма типично механистический поиск положительных черт в исламе уже не удивляет.Нет там ничего "пассионарного"- взрывы бабахов в городах принимать за пассионарность не есть правильно, а уж некая помощь "уммы" рассматривается в религиозном аспекте, напрочь игнорируя национальный аспект этой самой уммы. Остальное в целом тоже сильно разнится с действительностью, особенно уменьшение количества прихожан в РПЦ, не вижу уменьшения напрочь, наоборот скорее рост и омоложение. В общем нормальная религиозная жизнь. Никакого "массового" смена веры на ислам не заметно тоже, реально чернильницы ( и то не все) с как правило печальным итогом ну и все в общем. Не понимаю отрицательности(по утв. автора) сильной взаимозависимости Церкви и Государства, по моему так наоборот. в век национальных государств это не только неплохо, но и неизбежно. А в целом проблем в РПЦ много но они все внутренние и смена организационной формы для их решения тут как козе баян.
justavortex
Oct. 26th, 2018 07:02 am (UTC)
высказывать мнение о сломе и системы Церкви
Вам просто нравится нюхать пыль, пока это "богоугодно".
Когда и если будет объявлено о соответствующем решении, я не исключаю, что Вы будете в числе первых, кто совершит паломничество на новую "святейшую землю". Скушайте за милую душу.
Ну а чудеса.. Тем, Кто смотрит на нас сверху с жалостью и любовью, не привыкать к новой атрибутике и системным перестройкам у жрецов, особенно в интересах народа.
Пшел нахуй хамло. - justavortex - Oct. 26th, 2018 12:25 pm (UTC) - Expand
europeoid
Oct. 26th, 2018 01:58 pm (UTC)
Я о Русском Ватикане глубоко не размышлял. Мелькнула и пропала. Не потянуть нам этот проект.
В последнее время больше склоняюсь к созданию Церкви только для русских. То есть туда не принимаются лица другого этнического происхождения. Здесь вопрос как этот отказ сделать аккуратно.
Ведь другим этносам не приходит в голову вступать например в Армянскую церковь.))
Шахназаров пару дней назад нёс пургу о том, что русские принимая другую конфессию остаются русскими. Какой идиот. Там меняется всё. Имена, праздники, дресскод и кухня. Такой русский может продолжать считать себя русским, но большинство русских его за своего не принимают.
Дмитрий Горячкин
Oct. 27th, 2018 04:30 pm (UTC)
Сначала нужно создать бога только для русских. Т.е. действующий только на территории России, а скажем в 1 километре от границы, в Нарве, уже будет свой, эстонский бог. Есть одна простая евангельская истина "Во Христе нет ни эллина, ни иудея".

Edited at 2018-10-27 04:32 pm (UTC)
(no subject) - europeoid - Oct. 27th, 2018 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Горячкин - Oct. 27th, 2018 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - europeoid - Oct. 27th, 2018 09:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Горячкин - Oct. 28th, 2018 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - europeoid - Oct. 28th, 2018 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Горячкин - Oct. 28th, 2018 04:58 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Oct. 29th, 2018 03:22 pm (UTC)
Автору.
Церковь не может быть реально отделена от государства.
Не буду приводить аргументы, понять которые атеисту вряд ли возможно.
Но наряду с защитой граждан от внешнеполитических угроз, то же обязательство государство имеет и в отношении Церкви.
Мы живем в реальном мире, где действуют интересы и спецслужбы других государств.
Падение нравов в обществе и растление государственной системы не могут не влиять на состояние Церкви.
Развод тут не поможет.
Погибнем или выживем - вместе.
bangkok_shock
Nov. 4th, 2018 09:27 pm (UTC)
Наверное проще будет создать настоящее "сколково", то есть свою силиконовую долину, чем отделить попов от недвижимости в москве.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 61 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Emile Ong