I.II
…
Сьерра-Леоне, Западная область, Ламли.
Обожаю морские закаты. Особенно, когда они океанские. Сидишь так за столиком на бережке, лениво потягиваешь джин с тоником, перебрасываешься фразами с приятелями, любуешься на закат… Хорошо! Жаль только, Толик сегодня не в настроении готовить, а то я уж было возмечтал снова пожрать к него всяких вкусностей на халяву. Ну да не всё коту масленица. Не, ну я не совсем на халяву, я ж потом посуду мою, а Лёхе Толик даже доверяет почистить чего-нибудь простенькое, вроде картошки. Мне вот не доверяет, типа молодой ещё. Хотя 35 уже, эхе-хе-х… На готовке у него пунктик. Но, надо отдать должное, от его стряпни за уши не оттащишь.
Ладно, обжорство обжорством, а у меня пока более насущный вопрос к нему есть. Дождавшись паузы в рассказе о сияющих перспективах его очередного майнингового проекта, вклиниваюсь:
- Толик, у тебя до конца месяца штуки не будет?
Восторга от возможности помочь на толиковом лице не отражается, но и явного неприятия идеи тоже. Впрочем, у него вообще мимика не слишком выразительная. Сделал глоток, пару секунд поразмыслил…
- Да можно… Завтра в банк поехали со мной.
- Спасибо.
Толик возвращается к красочному пересчёту кубометров породы в граммы золота, слиянию грамм в килограммы и превращению вожделенных килограмм в дома в Люксембурге и отдых в Эмиратах. Чем ему те Эмираты так нравятся, тайна велика есть. Я один раз в Дубай летал на недельку, теперь поеду только если мне за это заплатить. Но вот талант есть рассказчика есть у человека, этого не отнять. Прям таки видишь наяву все эти горы золота и денег, и весь процесс кажется простым и логичным, и хочется вложить денег и поучаствовать. Хотя я-то прекрасно знаю, что за четыре года здесь Толик закопал в красную африканскую землю все свои деньги, и херову тучу инвесторских, в общей сложности хорошо так за два ляма бакинских. И что-то мне подсказывает, что не просто так он в России уже три года не был, а жена к нему сюда летает, вахтовым методом. Вроде и под шестьдесят уже человеку, и чем только в жизни не занимался, но вот отравила его Африка, высосала все деньги, вырвала из российской жизни и не предложила взамен ничего, кроме иллюзорной надежды разбогатеть. Впрочем, мы тут все плюс-минус такие, с поправкой на возраст. Люди извилистой судьбы, понимаешь.
Ладно, пока Толик разглагольствует, пожалуй, расскажу вам немного про то распространённое заблуждение, которое Абрам метко назвал «Копни лопатой, и ты богатый». Процентов 90% новичков с просторов 1/6 части суши прибывают сюда с целью заработать «быстрые деньги» на покупке за копейки золота и алмазов у наивных туземцев и их последующей перепродаже. Ну, об этом в другой раз, но сразу дам спойлер – плохая затея. Будучи кинутыми и/или разведёнными этими самыми туземцами (или ливанцами, или просто нашими мудаками-соотечественниками), часть возвращается домой, твердя себе «Больше в Африку ни ногой!», другие же решают перейти от покупки уже добытых сокровищ к их непосредственному выкапыванию, руководствуясь той самой идеей, насчёт «копни и…» Дело это, в отличие от перепродажи, имеет некоторую перспективу (по крайней мере, есть удачные примеры). Тем не менее, чаще всего оно также заканчивается эпическим фейлом. Причина же этого, обычно – в
1) Найти землю, сделать геологию. Нельзя верить хозяевам, что тут, всего в одном копке лопатой, зарыто золото партии. Может просто ничего не быть, могут уже копаную землю подсунуть. При геологии тоже будьте внимательны – подсыпают в пробы золото, лишь бы заманить лохов. Короче, тридцатка зелени – это самый-самый минимум.
2) Договариваетесь с местными, оформляете договора, надеетесь, что не кинут (или чел, которому вы отсыпали бабла, просто не сдохнет назавтра, у них тут это запросто). Ещё как минимум тридцатка.
3) Делаете лицензию. Сначала экологическую (полтинник официально и ещё червонец на лапу), потом на добычу (ещё минимум пятнашка). Тут есть одна тонкость – лицензии выдаются на год, а год тут делится на сухой сезон и сезон дождей. С июня по ноябрь добывать что-либо весьма проблематично, ливни такие, что любое оборудование и технику либо смоет, либо всё утонет в грязи прямо на месте. Плюс наличие лицензии сильно снижает таможенные пошлины на ввоз оборудования. Так что надо это всё в вашем план-графике увязать.
4) Техника. Наиболее затратная часть. Нужна как минимум промывочная машина (например, бюджетная юаровская двадцатикубовка встанет вам с доставкой и растаможкой сотни в полторы), бульдозер, экскаватор, вертикальный погрузчик, пара самосвалов. Цены можно прикинуть самим, сайтов б/у техники в Инете полно. Не забываем про доставку. Ну, возьмём 350 килобаксов, для простоты. Можно арендовать, но цена бульдозера/экскаватора в день – штука баксов + топливо.
5) Оборудование лагеря. Палатки/вагончики, баки, генератор, разная необходимая всячесть и т.д. Ещё минимум полтинник.
Итого получаем грубо 700 килобаксов. Умножаем их на 1,2 (поправка на всякую хрень, которая будет непредвиденные расходы) – и получаем необходимый минимум в 850 000 долларов США, без которых не имеет особого смысла начинать копать. А ведь вам ещё оборотка нужна. Короче, если у вас нет в кэше миллиона, я бы очень не советовал браться за это дело. Хотя, конечно, каждый сам кузнец своего несчастья.
- Толик, а Борис чего там?
Это уже Алексей воспользовался очередной паузой в толиковом красноречии. Волнуется, ага. Сам пару месяцев купился на это самое красноречие, и вложил в предприятие сотню килобаксов. Толику как раз на выкуп той самой юаровской двадцатикубовки не хватало. Кстати, я за ней и летал в Йобург (а если кому интересна конкретика – в Вандервийлпарк), потому как сам Толик на английской мове ни бэ ни мэ, а Бабу́, который на этой его лингвистической инвалидности наживается, в ЮАР не пускают. Как-то уже успел там накосячить, прохвост. Да и нельзя чёрным такие дела поручать – не украдут, так сломают или потеряют, как в том анекдоте про два стальных шара. Ну а мне-то что, ЮАР я обожаю (больше Кейп или Дурбан, конечно, но и окрестности Йобурга весьма неплохи, если места знаешь), да и штуку баксов за недельную поездку заработать совсем не плохо. Впрочем, отвлёкся.
Так вот – Лёха уже понял, что Толик не просто так тут четыре года сидит, а копать так и не начал, и потому испытывает усиливающееся беспокойство за свои кровные, Которые, вдобавок, не его, а его партнёров, что добавляет ситуации пикантности. Я лично полагаю, что с денежками он может попрощаться, что Лёхе и сказал, на правах друга, но он пока что на неизбежном в красивой разводке этапе «да не, всё будет хорошо». Ладно, его дело.
- Да, разговаривали днём. Выбивает из газпромовцев платёж, скоро должен отправить деньги.
Борис (которого я ни разу не видел, и вообще не уверен в его существовании) – это очередная жертва того самого толикова красноречия. Сам живёт толи в Люксембурге, толи в Иерусалиме, но ударно пилит бабло на строительстве газопроводов где-то в Сибири. Захотелось ему золотых рудников в Африке, ага. Кретин. Хотя, раз деньги Толику пока не отправил, значит, не совсем кретин.
Ладно, это всё лирика. Главное, деньги на насущные нужды у меня завтра будут, и это хорошо. Вот как важно всегда отдавать долги вовремя. Мелкие, в смысле. Репутация нарабатывается. Потом можно делать крупные, и не отдавать. Эх, мечты, мечты…
Ага, Усман бредёт через двор компаунда. Он-то мне и нужен. Мужики, ща вернусь.
- Усман!
- Добрый вечер, сэр!
- Ага, привет. Слушай, тут ко мне гости прилетают на следующей неделе. Нужна будет лодка, ну и всё как в тот раз.
- Я понял, мистер Ви́тали! Всё будет готово!
- Отлично. И Мохаммеду скажи, пусть завтра после обеда подходит.
- Да, сэр! Я убрался у Вас дома и во дворе, сэр!
- Хорошо. Как там дочка твоя?
- Хорошо, мистер Ви́тали! Большое спасибо, что купили тогда школьные принадлежности!
- Да без проблем. На тебе десятку, купи чего-нибудь на ужин.
- Спасибо сэр! Большое спасибо!
Как-то так, да. Ишь, обрадовался. Не столько даже десятке леонцев, сколько тому, что за лодку и всё остальное денег получит. Хороший парень, хоть и негр.
Вообще, Усман забавный тип. На несколько лет моложе меня, формально вроде как мусульманин, но учился в католической школе. На удивление честный (что для местных крайне нетипично) и ответственный (что вообще фантастика). Как-то раз, убираясь у меня дома, нашёл оброненные сто баксов, так не заныкал их, а принёс мне. Один воспитывает дочь, после того как жена бросила их и свалила в Гвинею на заработки. Говорит на четырёх языках, но на всех хреново. Мечтает заработать денег на билет в Шам и там вступить в ИГИЛ. Что забавно, к религии при этом совершенно равнодушен, скорее хочет навести социальную справедливость. Стихийно получившийся троцкист, ага. В последнее время, под влиянием общения со мной, подумывает сменить мечту на "уехать в Москву и работать там таджиком", хоть я его и отговариваю. Обладатель хорошего чувства юмора и любитель философских диалогов. Изначально был разнорабочим в этом самом компаунде, но потом я его оценил и взял к себе, на должность Санчо Пансы. Обходится он мне в общей сложности в полторы сотки баксов в месяц, но пользы от него куда больше.
Мохаммед, про которого мы говорили, это какой-то там его дальний родственник, работающий у меня водителем. Здоровенный молодой шалопай и разгильдяй, но, опять-таки, честный. Гены таки важны, да. Правда, на ответственность генов уже не хватило, ну да что поделаешь. Я его называю «Намба-Фо», т.е. №4. Ну, а как ещё, если тут каждый пятый Мохаммед? Вот и приходится присваивать порядковые номера.
Так, с делами вроде разобрался, планы на остаток времени до отбоя – профилактика малярии методом внутреннего применения хинина. Который, если вы не в курсе, содержится во второй половине слова джин-тоник. Надо только на состав смотреть, чтоб хинин был натуральным, а иначе выйдет не медицинская процедура, а банальное пьянство.
P.S. Напоминаю, что мои предыдущие книги, "Записки террориста" и "Киев 2016", можно приобрести у меня на сайте.