afrika_sl (afrika_sl) wrote,
afrika_sl
afrika_sl

Categories:

Почему Россия не Италия

Любопытная статья ))

Оригинал взят у genby в Почему Россия не Италия

Можно было бы ответить коротко. Нет камня.

Есть три вида скальных пород: изверженные, метаморфические и осадочные . Так сложилось что на территории Московского  и ближлежайших княжеств, выходов скальных пород пород первого и второго типа нет. Максимум, что есть из изверженных пород, это валуны принесенные ледником (морены). Метаморфичных пород, то есть осадочных, но преобразованных давлением и температурой без расплавления также нет. А что представляет собой дорога с твердым покрытием, для древнего мира это прежде всего камень.
1376718_large



rimdor1
Даже в тех местах, где камня не было, обязательно надо было использовать щебень.  А где взять щебень на руси? его нет
Если взглянуть на геологические разрезы вокруг московского княжества, то  поверх изверженных и метаморфических скальных пород несколько километров различных отложений осадочных пород . Даже Валдайская возвышенность повторяя возвышения скального основания состоит опять же из отложений различных периодов истории земли. Ближайший выход изверженных пород находится у Онежского озера.

Mos2Схематический геологический профиль по линии Плавск-Ярославль. Отложения:
1 - четвертнчные,
2 - меловые,
З - юрские,
4 - пермские,

5 - каменноугольные,
6 - позднедевонские,
7 - среднедевонские,
8 - рифейские,
9 - протерозойские,
10 -   архейские










История русских дорог

Да в Московской области есть много известняка, доломита и песчаника, но это мягкие породы осадочного происхождения. На дороги они не годятся. Известковый щебень годится только в качестве подсыпки, поскольку слишком уступает по своим важнейшим характеристикам гранитному или диабазному. Даже на каменное строительство эти породы годятся с большими оговорками. Из –за низкой прочности (и легкости обработки) песчаник и известняк идут на отделку фасадов. Но в качестве несущей конструкции эти камни  применяются,  но с трудом и большими оговорками. Да из известняка построены  соборы Московского кремля , Покрова на Нерли  и прочие церкви Владимирского княжества. Есть также некоторые дома в Москве 16-17 века. Но за это приходится платить усиленной толщиной стен от 1 до 1,5 метров у соборов и домов. Пример: Одна из первых построек каменных построек в Москве Грановитая палата с толщиной стен 1,5 метра, да еще опора в центре квадрата 500м.кв 2,5мх2,5м. Обожженная глина намного крепче.
Вообщем дороги на Руси, кроме как из дерева и глины вперемежку с  известковым щебнем, строить было не из чего.
В 1692 году Петр I издал указ, которым обязал мостить московские улицы диким камнем. Но камня не было Поэтому ввели налог с  десяти дворов один камень мерой в аршин. Ну а при въезде в город брали пошлину камнем, надо было представить «по три камня диких ручных, а чтобы те камни меньше гусиного яйца не были» То есть надо было набрать где то крупной речной гальки на перекатах.

Конечно, часть улиц этой галькой замостили У  некоторых улиц даже появилось в названии слово мостовая Тверская мостовая улица Никитская мостовая улица и прочие. Но насколько хватит гальки?  на пару лет и опять перекладывать, если конечно она не утопла в болоте московских улиц. и не вылетела из под колес телег.  В конце концов Петр  решил делать столицу ближе к выходам коренных горных пород (конечно это было не определяющим, определяющим была гавань, эстуарий Невы)  Но то что выходов гранитов  и прочих горных пород в Карелии намного больше, это факт.
То есть до Петра дорог с твердым покрытием на Руси просто не было. Никто даже заморачивался этим фактом. Так что в  отличии от Западной Европы где булыжник начали использовать в качестве покрытия дорог в 2 веке до новой эры. Твердым дорогам России всего 300 лет.  Но и это не единственное отставание.

Расстояния до горных пород

Но тут вступает в дело другой фактор. Мало того что в силу геологических особенностей Европейской части России, практически отсутствуют выходы коренных пород, так и перевозка с того места где эти выходы скальных пород все таки есть, оттуда возить слишком дорого.
Каждый километр хорошей дороги это 2,5 тысячи кубических метра щебня. А лучший щебень для дорог это гранитный или диабазный.  Булыжник возить еще труднее. Мощение на красной площади из брусков диабаза с берегов Ладожского озера появилось только в 1930 году вместе с мавзолеем Ленина.
Сейчас поставщиками щебня выступают Украина, Белоруссия и Карелия. И если на месте щебень стоит 5-6 баксов за кубометр то в Москве с учетом транспортных издержек в несколько раз дороже 10-20. Многие любят приводить в пример дороги Финляндии, дескать климат тот же. Но климат там получше, а самое главное растояние до щебеночных карьеров , на порядки меньше.
Там возить за 60 километров не рентабельно, у нас везут за 700 км. И тем не менее производство этих материалов все равно развивается. Жопоголики любят приводить табличку уменьшения строительства новых дорог.
0766158b43114c736d165f882cc77493

Но дело в том что одновременно  идет реконструкция старых. Это видно по растущему производству основных строительных материалов для дорог. О каком снижении строительства дорог может идти речь, если асфальта сейчас производят в 10 раз больше чем в 2002 году. И если щебень для бетона используется который идет на строительство, то из асфальта дома не строят
0448ed94a401fb365349d5b46dd16329
521362fbf3ed9c5d6b8b230b9078760d


Ресурсная бедность
Кроме щебня так же обстоит дело с другими материалами, где взять ближайший камень для Москвы.  Кавказ, Урал, Карелия иногда проще привезти его из Турции Китая или Италии. Ну нет у нас камня. Вообще если посмотреть более пристально на месторождения. То хоть и говорят что Россия богата ресурсами, на самом деле на  Руси все было наоборот. Нашим предкам досталось на редкость убогое место в плане полезных ископаемых место. Болотное железо, немного известняка и песчанника и древесина с пушниной и чуточку речной гальки. Вот практически и все на чем начало экспансию Московское княжество. Нефть татарии, нефть Каспия нефть и газ Сибири, золото Магадана, алмазы якутии, железо курской анамалии, богатства Урала и прочее и прочее. Все было взято на меч из мягкого болотного железа. Все пришлось начинать с нуля лет 500 назад и вырасти в империю.
Одно утешение раз Москва стоит на нескольких километрах осадочных пород, то где то под нами должна быть и нефть с газом . Надо всего лишь копнуть получше и поглубже


Tags: перепост
Subscribe

  • Сообщение от родных и друзей Виталия

    Сообщение от родных и друзей Виталия: С весны этого года Виталий находится под арестом в одной из стран Латинской Америки. Причина - из РФ…

  • Об уруру

    Свято веря в то, что строго по плану (и даже с опережением графика) проходящая Специальная военная операция неминуемо достигнет всех целей, столь…

  • О скучных вещах

    Пока Специальная военная операция неспешно, но с опережением графика движется к победному финалу (я, напоминаю, ожидаю этого финала годика через…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Сообщение от родных и друзей Виталия

    Сообщение от родных и друзей Виталия: С весны этого года Виталий находится под арестом в одной из стран Латинской Америки. Причина - из РФ…

  • Об уруру

    Свято веря в то, что строго по плану (и даже с опережением графика) проходящая Специальная военная операция неминуемо достигнет всех целей, столь…

  • О скучных вещах

    Пока Специальная военная операция неспешно, но с опережением графика движется к победному финалу (я, напоминаю, ожидаю этого финала годика через…